Год выдался урожайным на отличные игры, и в этом посте я попробую вспомнить всю игровую историю за каждый месяц.
Январь — Elden Ring
Жалею, что поиграл в Elden Ring только в этом году — иначе в 2022 она бы точно стала игрой года. Да и в 2023 мне сложно найти что-то, что могло бы сравниться по впечатлениям с ней. Фантастическая картинка, таинственный сюжет и история, рассказываемая через предметы, сумасшедшие бои и пьянящий воздух свободы. Да, порой было сложно, иногда хотелось просто сломать клавиатуру об стол, но 150 часов, проведённых в игре в январе и в первой половине февраля того стоили однозначно. Такого кайфа от исследования открытого мира я не получал со времён, наверное, Скайрима. Это мой лучший игровой опыт за 2023 год.
Есть огромное желание перепройти игру, к тому же, я играл за осторожного мага, что совершенно не труъ для соулс-лайков. Всё прошло как по маслу, даже Маления, намучался только с Элден-Бистом, (неожиданно) с Рикардом и в некоторых местах в Академии Райи Лукарии.
Февраль — Hogwarts Legacy
После Елдени следовало бы отдохнуть, но я ввязался в Hogwarts Legacy. Приключения в мире Гарри Поттера мне понравились, не смотря на то, что в целом игра сильно нереалистичная даже для фэнтези. Как минимум, бомбило от того, что простой ученик школы магии может бросать направо и налево «Авада Кедавру» или «Круцио», расправляясь с сотнями бандитов, гоблинов и другой нечисти, да и разрешёнными заклятиями типа «Бомбарды» можно было рвать на куски всё живое. Тем не менее, игра понравилась: в ней много активностей, головоломок и, конечно же, отсылок к Поттериане. Было интересно побегать по Хогвартсу и изучить все его потайные уголки.
Я принципиально закрыл все достижения, чтобы, с одной стороны, получить максимум от игры, и, с другой, больше не возвращаться к ней.
Март — Atomic Heart
Я считаю сильно несправедливым то, что Atomic Heart не засветился в этом году во всяческих топах, потому что игра вышла преотменная. Красиво, атмосферно, сложно, необычно — я получил от игры максимум удовольствия. А какой саундтрек! Вступительный уровень на Челомее под «Звёздное лето» подарил душе столько ламповости, сколько не дарила ни одна другая игра в этом году.
Пробовал играть на достижения, даже прошёл ради этого все полигоны и открыл всех Лутягиных, но в итоге не добил несколько связанных с боссами, с щебетарями и с разговорами с мертвецами. Второй раз проходить игру пока желания нет, хотя, кто его знает… К тому же, я так и не попробовал первый DLC «Инстинкт истребления».
Апрель — Gamedec, Wall World и Legends of Amberland
В апреле я решил отдохнуть от всяких ААА-блокбастеров и поиграть в индюшатню. Под руку подвернулся данжн-кроулер Legends of Amberland, жутко похожий на старые бродилки типа Might & Magic IV-V или Eye of Beholder. Авторы намерено использовали стилизацию под старое-старое ретро, но при этом немало сделали для удобства игрока. С удовольствием прошёл её за 12 часов. Сделал все достижения, кроме трёх — «пройти игру на сложности Hard или Insane», «пройти всю игру на своих двоих, не пользуясь грифоном» и «стать мастером пяти дисциплин». Первые два это ппц занудство, особенно с грифоном — перемещаться к городкам для лечения приходится постоянно, а многие квесты устроенны так, что с ними приходится мотаться по всей карте — играть без быстрого перемещения это просто извращение. Третье достижение — я даже не помню, с чем оно связано, вроде прошёл всё, что можно, закрыл все квесты, но, видимо, кого-то пропустил. И немудрено — мир огромный.
Ещё в апреле я начал проходить Gamedec — киберпанковский квест про работу геймдека — детектива, работающего в виртуальных мирах. По механике (но не по философии, конечно же), игра похожа на Disco Elysium — у игрока есть направления в профессии, которые можно развивать и потом использовать в диалогах или при проверках. Можно стать виртуальной знаменитостью, хакером, специалистом по мозговым имплантам, уличным «авторитетом» и так далее — я не могу сказать, что сюжет сильно меняется от выбранного пути, но способы
прохождения каждой локации будут разными, где-то будет проще, где-то нет, в общем, у игры есть хорошая реиграбельность.
Принципиально прошёл игру на все достижения, причём из-за последнего — True Detective — пришлось перепроходить игру ещё раз. Поэтому в первый раз отыгрывал хакера, а во второй раз — «братка».
Ещё в апреле я играл в Wall World.
Сперва эта игрушка мне показалась клоном Dome Keeper, но с видом сбоку. Точно так же космонавт добывает в шахте ресурсы и время от времени возвращается к себе в купол, чтобы отстреливаться от врагов (вместо купола в Wall World огромный механический паук, карабкающийся по стене). Ну, а раз игра похожа на Dome Keeper, то от неё нельзя не кайфануть.
Игра получилась неидеальной и сыроватой, что было бы странно ожидать от студии с многолетним опытом в разработке, но в итоге все проблемы были решены. Я с удовольствием прошёл всю кампанию, выбил все ачивки, а в августе прошёл и DLC Deep Threat.
Май — Age of Wonders 4
2 мая вышла долгожданная Age of Wonders 4, поэтому ничем другим в мае я не занимался. С этой серией игр меня связывают тёплые, ещё со школьной поры воспоминания, вторая часть в своё время была пройдена и перепройдена много раз. Предпоследняя игра серии — Age of Wonders: Planetfall мне сильно не понравилась, поэтому от AoW 4 я многого не ожидал, но в итоге получил лучшую стратегию уходящего года. И точно так же, как и в случае с Atomic Heart, я недоволен тем, что игра отсутствует в каких-либо номинациях всяких пафосных топов. Просто подумать, какая параша была в номинантах на «лучшую стратегию или симулятор» на The Game Awards, и какая параша в итоге победила (Pikmin 4!!!) — как по мне, так AoW 4 легко бы всех их уделала.
Ну ладно, это всё вкусовщина. Игра получилась очень сложной, с кучей тонкостей и мелочей, за которыми можно не следить на лёгких уровнях, но при желании можно реально позадротить. Куча фракций, кастомизация игрока и его расы, карта с кучей приключенческих объектов, союзы, интриги, шикарнейшее дерево технологий, в общем, я не знаю, как в это можно не провалиться. Единственный недостаток игры, пожалуй, в её затянутости на больших картах.
Я прошёл всю компанию за 50 часов и закрыл чуть больше половины достижений. В связи с тем, что появились новые игры, я пока AoW 4 отложил, но это точно та игра, к которой я ещё вернусь. Надо как минимум отлупить злую волшебницу Арктику и попробовать DLC.
Июнь — Pathfinder: Kingmaker и TES Online: Necrom
В ожидании выхода Baldur’s Gate 3 и допиливания крайне сырой Diablo IV я решил сделать очередной подход к Pathfinder: Kingmaker. В прошлый раз я играл в неё на старом тормозном компе, и меня добивали долгие загрузки, поэтому прошёл я её только наполовину. В этот раз я решил повторить этот путь и пройти чуть дальше, а также получить максимум игрового экспириенса, используя гайды.
Что могу сказать? Потрясающая по своему качеству ролевая изометрическая игра, которую напрочь портит необходимость управления королевством — в какой-то момент всё действие превращается в какой-то адовый тайм-менеджмент, к тому же часть важных квестов также завязаны на время. В итоге я дошёл до шестой главы за 64 часа и жутко устал, поэтому отложил её на будущее.
Ещё в июне вышло долгожданное дополнение к TESO под названием Necrom, в котором нам пообещали целый полуостров Телванни и атмосферу того самого Морровинда. И хотя самое главное разочарование года было ещё впереди (см. июль), но я был очень огорчён тем, что в итоге получил.
Полуостров Некром оказался в два раза меньше Высокого острова из предыдущего дополнения. Квесты получились какие-то суперзамороченные (не по сложности, а по информационно-текстовой составляющей), вероятно, разработчики хотели добавить характерных для тёмных эльфов интриг, но переборщили, я просто устал читать всю эту чушь в какой-то момент. Ну и Апокриф, обещанный план Хермеуса Моры, мне показался какой-то полупустой душниной вырвиглазного тухло-зеленого цвета, где все на сложных щщах ищут какую-то информацию, чтобы получить сведения, которые помогут открыть тайну, которая даст новую информацию…
Короче, дополнение посвящено Хермеусу Море, богу тайных знаний, и с этими всеми знаниями и текстами получилась какая-то тухлота. Дропнул, даже не пройдя до конца.
Июль — Diablo IV
Как же я её ждал и как разочаровался…
С одной стороны — красивая картинка, классный сюжет, не похожие друг на друга по механикам персонажи, в конце концов, огромный мир, который круто исследовать и искать в нём секреты.
С другой стороны — до сих пор (прошло полгода!) сырая техническая часть, из-за которой игра то лагает, то вылетает, что сильно понижает удовольствие от игры. А ещё — бесконечное дрочилово… Не могу подобрать другого слова, это именно дрочилово, долгий и мучительный гринд монстров для прокачки уровня, потому что на низких уровнях доступны только две сложности мира, а самая мякотка начинается с третьей. Ну и близарды не подкачали, с каждым патчем делая игру всё более тухлой и задрочной и убирая то, что приносило удовольствие.
Я поиграл в оригинальную версию волшебницей, потом разбойником в первом сезоне и варваром во втором. Игра за разбойника показалась тоскливым мучением, за варвара — весёлой мясорубкой, ну а за волшебницу играю со второй части и получаю удовольствие от уничтожения и унижения всех вокруг молниями.
Возможно, я бы дал ещё один шанс этой игре, продолжающей великую серию, но… если в ней не будет такой дичи с технической стороной.
Август — Baldur’s Gate 3
Зайду издалека: у меня возникают весьма смешанные чувства от игры Divinity: Original Sin 2. Она симпатичная, сложная, с необычными персонажами и крутой боевой системой, предоставляющей свободу действий, но какая-то замороченная. Слишком многое отвлекает: куча объектов вокруг, куча хлама в инвентаре, куча действий, и среди всего этого теряется сама история.Ну и буйство красок вкупе со свободной камерой доставляют определённые мучения. Эх, мне бы как в Pillars of Eternity или тому же Pathfinder, чтоб камера была фиксированной, а все локации адаптированы под её угол, чтобы не заниматься пиксельхантингом и прочими извращениями.
Так вот, на первых порах Baldur’s Gate 3 вызвал у меня такое чувство: это тот же DOS2, в котором можно прыгать.
В начале первого акта играть было тяжело: куча значков действий, куча хлама, плюс нет возможности подсветить все объекты, с которыми можно взаимодействовать — по какому принципу работает эта подсветка и почему подсвечивает «сундук», но не подсвечивает рядом стоящий «ларь», я так и не понял.
Но по ходу дела я привык, и тут игра меня полностью захватила. Отличный сюжет, отличные герои, возможность отыгрыша разных мировоззрений, нелинейность и огромная куча секретов — как и в Elden Ring, по невнимательности тут можно пропустить целые огромные локации. Всё это в безумно красивых декорациях, особенно впечатлили монументальные локации типа храма Шар или подземного города. И ещё я просто кайфанул от того, как ребята из Larian реализовали правила AD&D, особенно те «мирные» заклинания и способности, которых просто не было в подобных играх.
На момент написания поста я где-то в середине третьего акта, победа близка, и есть большое желание перепройти игру за злобного Тёмного соблазна, чтобы увидеть обратную сторону и отомстить за всех убитых гоблинов. Я кайфую от атмосферы приключений и от неожиданных поворотов.
BG3 — лучшая игра, вышедшая в 2023 году, я так считаю.
Сентябрь-октябрь — Slay The Spire, Monastery и другие рогалики
Осенью я упоролся по рогаликам. Играл то в одно, то в другое, но в итоге дошёл до отца-основателя жанра — игры Slay The Spire.
Когда-то она мне не понравилась своей рисовкой, я посчитал её слишком сказочной и глуповатой. Но каюсь за это, сейчас пересмотрел свои взгляды — игра стильная, интересная и действительно великая.
Я прошёл её за всех трёх персонажей до конца, после чего сумел одолеть Эндшпиль за Безмолвную и пройти за Латоносца несколько уровней возвышения. Честно отыграл 60 часов, получил половину достижений, после чего игра поднадоела, и я оставил дальнейшие попытки, к тому же, переигрывать одни и те же бои на Возвышении довольно скучновато.
Ещё я добил новую порцию ачивок в Vampire Survivors, поиграл в Hadean Tactics, Monster Train, Knock on the Koffin Lid, Heretics Fork, Deliverance & Reign, Iratus: Lord of the Dead и Gordian Quest. Попробовал поиграть в наследника Шпиля — игру Tainted Grail, но бросил из-за того, что показалась нудной и замороченной. Попробую, наверное, позже.
Отдельно хочу отметить Monastery — игру в ОЧЕНЬ раннем доступе, но прямо-таки классную. Это карточный рогалик, в котором мы играем за воина, очищающего земли от всякого зла.
По механике это смесь Slay The Spire и Darkest Dungeon (с поправкой на то, что игрок один). Наш гордый воин стоит по центру, а на него с двух сторон нападает нечисть и нежить. Перед очередным походом мы выбираем ему меч, щит и доспехи, от которых зависит набор карт, которыми он будет нападать и защищаться. Есть откровенно слабые варианты, есть убийственные комбо, в общем, игра жутко увлекательная, и я не смог остановиться, пока не замочил всех доступных боссов. Всё снаряжение я собрать не успел, оставлю эту задачу на те времена, когда в игре появятся новые уровни
Ноябрь-декабрь — сурвивалики
В поисках лёгкого дофамина и в моменты отдыха от BG3, пройдя всё карточное, до чего смог дотянуться, я увлёкся клонами Vampire Survivors. Это игры, в которых игрок управляет персонажем, а тот самостоятельно стреляет по врагам из всех доступных оружий. Чтобы прокачивать уровень и получать новые умения, нужно собирать выпадающий из врагов опыт. Как и свойственно рогаликам, в таких играх между прохождениями можно прокачивать базу или что там вместо неё, чтобы улучшать свои результаты в последующие заходы.
Я поиграл во много сурвиваликов, но больше всех понравился Yet Another Zombie Survivors (30 часов) — на картинке выше — единственные претендент, который действительно круто (и дорого) выглядит, имеет крутой саундтрек и бешеную динамику во время игры. Рекомендую всем ценителям жанра.
Из остального:
- Slime 3K — не понял эту игру, долго не играл
- Sea of Survivors (1 час) — вместо героя здесь пиратский кораблик, игра выглядит интересно, но чрезвычайно сложная
- Fatalzone (17 часов) — отличный сурвивалик в антураже зомби-апокалипсиса, прошёл на максимум и взял все достижения
- Chess Survivors (3 часа) — сурвивалик в виде шахматной игры, в которой навыки представляют собой другие настольные игры. Проще поиграть, чем рассказать, игра сложная, но интересная.
- Rogue Genesia (12 часов) — сурвивалик с перемещением между уровнями по дереву, как в Slay The Spire. Мне показался увлекательным, но дисбалансным — в зависимости от Великого Рандома ты собираешь или имба-билд, или не можешь вообще ничего сделать, и умираешь через несколько уровней.
- Striving for Light Survivor (6 часов) — приятный сурвивалик, в котором я не смог достаточно хорошо разобраться, чтобы пройти его дальше определённого уровня
- Soulstone Survivors (4,5 часов) — поначалу прикольный и красивый, но в итоге очень однообразный представитель жанра. Забил на него
- Nordic Ashes (10 часов) — красивый и атмосферный сурвивалик на тему мифологии викингов. С удовольствием играл бы и дальше, но застрял в Муспельсхейме и не могу пройти)
- Древние Ящеры против Русов (4 часа) — no comments, игра сырая и мемная, но кому это надо, когда НУЖНО ОБЪЕДИНИТЬСЯ ПРОТИВ ИРОДОВ ИНОЗЕМНЫХ!
Вне времени — Dome Keeper
В этом году старый добрый Dome Keeper был моим любимым способом снятия стресса, и я наиграл в него более 250 часов.
За год в игре появилась куча плюшек и улучшений, главными из которых стали два новых купола. К тому же я научился играть в престижном режиме и достаточно долго выживать, чтобы попадать на более-менее высокие позиции в рейтинге (ну, как высокие, в последнем сезоне вошёл в топ-200 из нескольких тысяч, хех). Хранитель Купола — мой главный наркотик и главный антистресс, всех благ создателям этой игры!