Мысли о прохождении какой-нибудь из игр серии Might & Magic преследовали меня больше двадцати лет, с того момента, как я впервые увидел седьмую часть на компьютере у своего друга Вани. Это была, наверное, вообще первая RPG, которую я увидел на ПК, и она поразила меня своим масштабом — огромный мир, по которому можно свободно ходить и летать, куча подземелий, монстров, заклинаний. Квесты, алхимия, планирование прокачки… Это было офигенно.

Впоследствии я попробовал все тайтлы серии, но более-менее задержался только в шестой и в седьмой. Причём седьмую после шестой играть было неинтересно, а пройти Might & Magic VI я не смог: на какой-то из карт она вылетала, делая прохождение бессмысленным. И это, опять же, было давно, в начале нулевых.

Все эти годы я много играл во разные части «Героев», но к оригинальным Might & Magic не возвращался. И вот в этом году решил тряхнуть стариной и поиграть в какой-нибудь не слишком сложный dungeon crawler, и выбор пал на «десятку», продававшуюся по скидке в Uplay (задолбавшись танцевать с бубном в стиме, я решил взять её у родителей-юбиков).

И неожиданно игра так зашла, что я её прошёл за пару недель.

Финальная «грамота», кстати, удивила: судя по сейвам, я потратил 167 игровых дней на прохождение, но никак не месяц. Или я потратил месяц на прохождение DLC? Непонятно.

Что получилось

Проходил на результат, в итоге освоил почти весь доступный контент:

  1. Прошёл главные квесты основной игры и DLC «Сокол и Единорог»
  2. Пройдены все доступные побочные квесты, квесты на магистров навыков, квесты на повышение и бонусный квест «Чистилище»
  3. Получил благословения всех стихийных драконов в кузнице
  4. Посетил в нужные дни все семь алтарей драконов и получил награду
  5. Посетил все обелиски и откопал клад
  6. Посетил все «опасные пещеры», порешил монстров
  7. Решил загадки во всех таинственных криптах, получил награды
  8. «Закрасил» все клетки во всех доступных локациях, кроме Летнего Дворца из DLC и Культа Мяу
  9. Нашёл и прочитал все книги

Что не получилось

  1. Не прошёл бонусный квест про Культ Мяу. Пробовал, но в одном месте не смог разобраться с плитами, помучался и забил.
  2. В DLC «Сокол и Единорог» в самом конце, внутри Летнего Дворца сразу пошёл в тронный зал к королеве, не посетив жилую зону и гарнизон. Бой в тронном зале был таким долгим и сложным, что я просто не стал возвращаться на старый сейв, чтобы потом его не переигрывать. Но вроде бы по контенту ничего не пропустил; во всём DLC не нашёл никаких более ценных вещей, чем те, что были одеты на героях изначально.
  3. В этом же Летнем Дворце не смог убить грифона Гриффиндора. Еединственный монстр во всей игре, которого не осилил, он убивал всю партию с двух ударов.
  4. Собрал только 25 реликвий из 30. 26-я реликвия — «Рубило» — мне не досталась в Deluxe Edition в Uplay (или я что-то пропустил), и ещё с четырьмя ситуация мне непонятна, вероятно, какие-то из них продал в первой половине игры, когда был напряг с золотом, а какие-то просто не нашёл в сундуках.
  5. Не купил топовые заклинания магии воздуха и магии земли (просто забыл/забил). Сейчас понимаю, что относительная слабость моего вольного мага можно объяснить отчасти этим.

Игра была пройдена на уровне сложности «Авантюрист».

Состав партии

Начинал несколько раз и в итоге пришёл к тому, кого из персонажей я хочу видеть в основной партии. Изначально хотел играть классической D&D-четвёркой (воин, клерик, вор и маг), но, как оказалось, воины здесь сильно уступают магам, а роль клерика выполняет толстый бронированый крестоносец или не менее толстый рунный жрец-гном (которому может найтись куда более интересное занятие, нежели лечить).

В итоге собрал комбо-партию вообще без воинов. Далее привожу скрины персонажей с прокачкой на момент окончания игры.

Паладин Солар

Была крестоносцем, потом повысили до паладина. В начале игры махала мечом, а после получения заклятий лечения, массового лечения и воскрешения переквалифицировалась в танка-клерика. Паладинша выпивала большинство пульсирующих бочек на повышение сопротивления и во второй половине игры была персонажем, который стоял на ногах, когда вся остальная партия лежала, и лечила всех налево и направо. Урона практически не наносила, но и не за этим в партию брали. Рабочие заклинания: Доспехи бога, Лечение, Лечение отряда, Воскрешение.

С повышением уровня поначалу вливал все очки в силу и телосложение, потом, когда получил нормальные заклинания магии света (а лечащие заклинания в ней даются далеко не сразу), стал вкидывать по одному очку в силу, телосложение, магию и дух. Ей же скармливал все бочки и эликсиры на повышение силы. Благодаря этому Солар вскрывала все тайники «на силу».

Из навыков первым делом качал магию света и бой мечом, всё остальное — по остаточному принципу. Если бы решил переиграть, то, наверное, не прокачивал бой мечом до упора и вкладывался в тайные искусства (сопротивление магии) — от прокачки меча до уровня грандмастера мало что изменилось, ближе к концу игры большинство её физических атак враги просто блокировали.

Хранительница Сильвана

Стрелка во всех прочитанных мной гайдов называли посредственностью и, если уж брать эльфа, то советовали танцующего с клинками. Я поначалу хотел взять танцующего, но после пробной катки сменил его на стрелка, решив играть всей партией от дистанционных атак. Лучница была незаменимой в начале игры, пока паладинша набиралась жиру и ничего толком не умела, а маги били хоть и больно, но недолго из-за малого количества маны. По ходу игры проапгрейдилась до хранительницы леса.

Благодаря владению кинжалами в обеих руках во второй половине игры эльфийка оказалась полезной в стычках с врагами, имеющими высокое сопротивление магии, против которых мои маги сосали. Единственный герой в партии, который не знал ни одного заклинания.

С повышением уровня вливал по одному очку в силу, телосложение, восприятие и удачу. Скармливал ей все бочки и бутылки на поднятие восприятия и удачи, благодаря чему Сильвана время от времени дико критовала, а также вскрывала все тайники «на восприятие».

Из навыков первым делом замаксил стрельбу из лука, потом бой кинжалом и бой двумя руками, потом по остаточному принципу уклонение и средние доспехи. При этом не увидел особой пользы от грандмастерской степени уклонения — по печени она получала не меньше, чем маги.

Повелитель рун Хурин

Убойная сила команды. Я привык видеть гномов в роли суровых воинов-защитников и не хотел брать рунного жреца, но его слишком хвалили. Взял и не прогадал. Хурин всю игру вносил какой-то невообразимый урон огнём, поначалу одиночный, а потом и по площади. В редкие моменты, когда Солар была в отключке, благодаря знанию Магии Земли успевал подлечивать коллег, а также нейтрализовывать яды.

Рабочие заклинания: Огненная стрела, Поток огня, Огненный шторм, Регенерация, Противоядие. После освобождения твердыни гномов Судгерт переквалифицировался из рунного жреца в повелителя рун и приобрёл крайне полезное против толп врагов умение Огненной руны.

С повышением уровня вбрасывал ему единицу в телосложение, оставшиеся три единицы распределял между магией и духом в зависимости от проблем с маной. Примерно до Крэга оба мага страдали от нехватки маны, о чём я уже упоминал выше, поэтому дух был важнее. Потом в какой-то момент маны стало неожиданно хватать на половину, а то и на целую стычку с противником, и приоритет в прокачке ушёл в сторону магии.

Главным навыком была, конечно же, магия огня, далее по важности — усиление магии и магия земли, которую я использовал исключительно в мирных целях. Магию света я качать не стал из-за наличия паладина в команде. В начале игры ещё прокачал бой копьём, хотя большую часть времени он ходил всё-таки с посохом — в тайных искусствах было бы куда больше пользы.

Архимаг Луна

По неопытности я сделал ставку на неё как на основного наносящего урон мага и вливал в неё все синие бочки, но главной пушкой в итоге оказался гном, а волшебница была у него на подхвате. Качал её как мага воздуха и воды с заклинаниями, наносящими урон, а в процессе изучения изначальной магии переквалифицировал в мага поддержки. Рабочие заклинания: Молния, Цепная молния, Смерч, Ледяная стрела (для тех, у кого магрез от воздуха), Защита от магии, Снятие магии, Опознание.

Очки черт за уровень распределял по тому же принципу, что и для гнома — 1 очко в телосложение, 1-2 очка в дух, 1-2 очка в магию.

Первым делом прокачивал магию воздуха и магию воды. Жаль, что воду не дали изучить дальше мастера — нередко возникали ситуации, когда у противников было сопротивление воздуху, и приходилось лупить их Ледяной стрелой. Устав платить бешеные деньги за опознание вещей, освоил изначальную магию, в которой нашлось соответствующее заклятие, а потом приноровился при наложении любого эффекта на сопартийцев (паралич, яд, слабость и так далее) использовать не профильные заклятия, а универсальное снятие магии.

Полученные достижения

Попробовал также закрыть максимум доступных достижений по игре на Uplay. В итоге взял 23 из 30.

Прокомментирую достижения, не связанные с выполнением сюжетных и побочных квестов.

Бесценный — простое достижение, получил в середине игры, просто надев на одного из героев все реликвии, которые собрал. Впрочем, к концу игры на паладинше в любом случае висело целых семь реликвий, поэтому жульничеством это тоже особо не назовёшь.

Скряга — ещё одно простое достижение. В первых двух актах с деньгами было очень туго, но постепенно кошелёк распух, и игру я закончил с 700 тысячами монет. При этом очень часто выкидывал вещи из рюкзака, в котором всегда было мало места из-за огромного количества банок и свитков; если бы не выкидывал, а продавал, то заработал бы свой первый миллион 🙂

Картограф — его я заимел ближе к концу игры. Изначально я думал, что для выполнения этого достижения нужно покрасить ВСЕ клетки полуострова, на что потратил кучу времени. Тем не менее, Картографа мне дали без полного покраса. Могу предположить, что получил его не за все клетки, а либо за нанесение на встроенную карту всех объектов, либо за посещение всех районов полуострова.

Совершенство — получил, когда сделал каждому персонажу продвижение по службе. С учётом изначально манчкинской цели, достижение вполне естественное.

Ходячая библиотека — спасибо Луне, которая зубрила все попадающиеся заклинания трёх школ магии.

За кулисами — я долго гадал, почему гадалка не выдаёт мне глаз для посещения подземелья Чистилища. Оказалось, доступ туда открывается только после прохождения всей основной ветки квестов. Да и сама гадалка это подтверждает. В общем, после уничтожения главгада я забрал глаз у гадалки и быстро пробежался по Чистилищу, оказавшемуся чисто фановым уровнем-пасхалкой. Кстати, совет: ни в коем случае не вступайте в бой с Технологией Пришельцев или хотя бы сохранитесь перед этим 🙂

Обелиски — достижение выдаётся после посещения всех обелисков и нахождения сокровища. Есть два нюанса: во-первых, сокровище всегда спрятано в одном и том же месте, но описание пути к нему в каждой игре может быть разным (у кого-то путь начнётся от замка Портмейрон, у кого-то — от Морской гавани, например). Во-вторых, если хотите сами найти сокровище без гайдов, то внимательно читайте и записывайте, что вам даст последний посещённый обелиск — повторно найти это ни на обелиске, ни в журнале квестов вы не сможете!!!

Доктор Джонс — оказывается, можно побывать и в шкуре славного доброго Индианы Джонса, достаточно найти 20 реликвий. Почти все реликвии находятся в таинственных криптах, в опасных пещерах или же получаются по сюжету, поэтому, думаю, что достижение не особо сложное.

Неутомимый — самое забавное и трудоёмкое достижение. Нужно всего лишь неделю не спать. Проблема в том, что без сна герои получают дебаффы в виде слабости и слабоумия, что делает их бесполезными в бою. Поэтому получить это достижение по ходу дела не получится, и семидневный трип нужно выделять из общего потока сюжета и заданий и тратить дни на бесконечное передвижение по полуострову. Я подгадал получение этого достижения под посещение алтарей драконов, когда полуостров был полностью открыт, и просто неделю болтался между алтарями в полубессознательном состоянии 🙂

Твердыня — единственное достижение, которое я не помню, как получил. В каком-то из боёв попались неудачливые противники, видимо.

Уничтожитель — получил по ходу игры незадолго до финала, потому что зачищал территорию на 100%

Непреклонный — я думал, что достижение выдаётся в случае, когда за всю игру никто не умирает, а у меня герои умирали много раз (и паладин их воскрешала). Но мне его дали после финального боя, и, как я понял, речь идёт либо о том, чтобы пройти последний бой без умерших персонажей в отряде, либо завершить последний сюжетный квест без них.

Только пешком — ещё одно достижение, которое меня запутало. Я решил, что «Только пешком» можно получить, если ВООБЩЕ не использовать маяк (местный аналог телепортации, Beacon’s Bay из предыдущих серий). В итоге я везде ходил пешком, даже не покупал это заклинание. Но однажды забыл об этом и кинул маяк со свитка в Судгерте, чтобы вернуться туда с флейтой, которой у меня не было, и которая была нужна для активации кристаллов. Моё удивление было велико, когда после прохождения сюжетной линии я получил это достижение. Могу предположить, что речь идёт либо о том, чтобы не использовать маяк только в последнем акте, либо о том, чтобы не пользоваться заклинанием (а свитком можно).

Неполученные достижения

Достижения Главное — сила!, Смешанный рай и Сборище магов являются взаимоисключающими, и для их получения мне пришлось бы пройти игру ещё три раза с разными составами отряда — только маги, только воины и только смешанные классы. У меня же в отряде было два мага и два «смешанных» — паладин и лучник, поэтому достижение я не получил. Вообще, играть только за тонких магов или за компанию воинов, отличающихся только используемым оружием, должно быть довольно хардкорно, но если ещё раз вернусь в игру, то попробую.

По максимуму — я стремился получить это достижение, вычищая весь полуостров под ноль и выполняя все квесты, даже мне ненужные (например, квесты на повышение профессии чужих классов ). Но пройдя почти весь контент, докачал партию только до 35-36 уровней. Даже то, что я не прошёл квест про Культ Мяу или что-то пропустил в Летнем дворце, не могло бы мне дать целых четыре уровня, это просто нереально!!! Могу предположить лишь, что на уровне сложности «Воин» выдают больше опыта, и подняться до 40 можно только там.

Круглый год — смешное достижение, с учётом того, что полное прохождение игры с учётом кучи бесполезных перемещений пешком с места на место, заняло у меня 167 дней, судя по сейвам. Получается, не набрал даже половины — может быть, авторы игры рассчитывали на более частые отдыхи (я же еду постоянно экономил) или то, что по окончанию игры герои будут бухать ещё полгода в таверне близ Карталя? 🙂

Марафонец — я старался красить вообще все клетки, но, разумеется, не считал их. Плюс везде ходил пешком. Поэтому мне сложно сказать, сколько уникальных клеток я прошёл, и касается ли это достижение уникальных клеток, или же речь о пройденных вообще клеточках. В любом случае, число в 123500 клеток взято явно не с потолка и вообще выглядит чудовищно. Не могу даже представить, насколько я был близок к этому достижению.

Ходячий мертвец — а отсутствие этого достижения для меня хороший знак: окончательно умирали у меня герои редко, поэтому, наверное, я даже близко не был к его получению. Вот если сыграть хлипкими магами, то, да, дохнуть наверное будут постоянно.

Что в итоге?

Сразу после прохождения сел за «шестёрку» и сразу понял, насколько много всего разработчики «десятки» выкинули и упростили. Тем не менее, с удовольствием провёл время и получил интересный опыт. Но если и вернусь в ближайшее время на Асхан, то уже в «Героях». Хотя… закрыть оставшиеся достижения ой как хочется, да и грифона неплохо было бы запинать.